История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков.

В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Известно, что эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматичесчких пантомимах, плясках.
На праздниках большим уважением пользовались певцы и танцоры. Эти представления народных талантов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи. Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца.

Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом, социально- бытовыми условиями. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающего мира, прекрасное знание повадок зверей, птиц. Семь девушек
Танцы башкир очень своеобразны и точны по рисунку. Известный русский путешественник Иван Иванович Лепехин писал: "В пляске своей башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся". В групповых, парных, сольных танцах исполнитель эмоционально и красноречиво создает образ, на это направлены его мысли и талант. А образ, как известно, несет тот или иной сюжет: трагический, комический, героический или бытовой. Таким образом, порою танец вырастает до уровня новеллы или поэмы.
В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.
В женском танце, то плавном, то игривом, главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие, четкие дроби и удары каблуками исполнительница сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук.

Мужской танец отличается от женского большой динамистичностью, силой и четкостью. Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину.

Наиболее развитыми формами башкирской хореографии обдадают сольные танцы. Именно эти танцы передают своеобразие башкирской хореографии. Тематика таких танцев весьма разнообразна: охотничьи, свадебные, игровые, военные и т.д. Отдавалось предпочтение также дуэтным танцам-соревнованиям, в которых исполнители соперничали друг с другом. До сих пор большой популярностью пользуются танцы трио, такие как "Ос таган"("Треножник"), "Ос мойош"("Три угла") и др
Коллективные пляски к концу Х1Х- началу ХХ века почти утратили связь с древними верованиями. Как обрядовые пляски они исполнялись только во время женских праздников "Воронья каша", "Кукушкин чай".бььь Различные магические способы лечения были связаны с танцами. Магическую отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы больного, громкие "дроби" и т.д".

Коллективные танцы, исполняемые во время вечерних игр молодежи носили игровой характер.

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов:
1) в центре танцует одна исполнительница (или исполнитель);
2) в центре круга танцует пара;
3) в центре круга играет кураист;
4) в центре танцуют трое исполнителей.
Наиболее распространенный вид хоровода- это поочередная смена солистов внутри круга. Имиенно во время этих хороводов происходили знакомства юношей и девушек.
Кроме того башкирские народные танцы разделяются на лирические, шуточные, трудовые, бытовые, охотничьи, военные танцы

Охотничьи, военные танцы исполнялись только мужчинами. В них образно передаются военные, охотничьи навыки, джигитовка, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, пришпоривание коня. И сегодня исполнители сохраняют своеобразие, выразительность, динамику движений, яркую изобразительность таких танцев. Военным и охотничьим танцам молодежь обучали специально, ведь во время исполнения танцор выразительными танцевальными движениями показывал мастерское владение древним оружием бащкирского воина- луком со стрелами, мечом и саблей. Надо сказать, военные танцы оказывали большое психологическое воздействие на зрителей. По рассаказам И.И. Лепехина многие зрители смотрели такие танцы со слезами на глазах.

В охотничьих танцах исполнитель создавал образ ловкого, смелого охотника: он уподоблялся то коню, то преследуемому животному или птице, показывая, как животное убегает от него или падает пораженное стрелой. Башкиры охотились с ловчими птицами, возможно, поэтому в танцах исполнители нередко подражали полету, плавным размахам крыльев птиц. Таким танцам свойственны легкость, ритмичность в сочетании с торжественностью. Как правило, зрители активно подбадривали исполнителей, прославляя, подзадоривая их. Танцор, вдохновленный реакцией зрителей,импровизировал старые движения, на ходу мог добавить в танец новое, рожденное непосредственно в момент исполнения танца.
Интересны танцы, передающие образы птиц. В танцах птицы изображались такими, какими человек видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, но они наделены волшебными свойствами, помогают герою побеждать зло, успокаивают (танец "Кукушка","Лебедь" и др.).

Среди сольных плясок башкир большое место занимают свадебные, которые тоже основаны на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак, а также с шутливым соперничеством брачащихся сторон ("Йыуаса", "Киленсек" и др.). В свадебных плясках магические мотивы тесно переплетаются с рациональными, игровыми. Во время исполнения танцев "Йыуаса" , "Сыбырткылау" очень распространен мотив ритуального "избиения" участников свадьбы различными предметами. Возможно это делалось с целью изгнания нечистой силы, оберегом от которой служили и шумные пляски, и стук ударных инструментов, и одежда невесты, украшенная яркими кораллами и бусами, серебряными монетами.
танец ДружбаНа свадьбе немало танцев на испытание характера родни. Например, "Короклау"("Накинуть лассо"). Сваха со стороны невесты танцует с импровизированным лассо. Это тщательно промытая баранья кишка, привязанная к длинной палке. Во время танца сваха неожиданно накидывает лассо на одного из жениховой родни. По поведению родственников во время ритуала "испытания" родня невесты будет судить о родственниках жениха.
"Киленсек" - танец невестки. Этот танец отражал своеобразный этикет знакомства молодой с родственниками жениха. Невестка- продолжительница рода, поэтому в танце невестки родные жениха больше восхищались живостью исполнения, четкостью дробей, легкостью стремительных поворотов. Если в сдержанных движениях молодой угадывался темперамент, проворность, подвижность, она получала высшие похвалы. Завершая танец, невестка дарила родственникам жениха подарки. Имеется также обряд танца свекрови- это своеобразные наставления молодой невестке.

Коллективные свадебные танцы устраивались в день отъезда молодой в дом жениха. Основное внимание в них уделялось кружению вокруг невесты. Это означало оберег невесты.
Танцы лирического содержания могут быть сольные ("Кубялягем"), могут исполняться и в дуэте ("Дружба").

Танец "Дружба" исполняется одной парой. Девушка скромна, женственна, она танцует легко, грациозно, лукаво поглядывая на юношу с сознанием того, что нравится ему. Юноша смел, изящен, ловок. Он танцует легко, сильно, четко исполняя каждое движение. Его отношение к девушке целомудренно и нежно. Красотой своего танца юноша стремится заслужить внимание и любовь девушки.

"Три брата" - мужской шуточный танец. Исполняется тремя мужчинами: танец три братамладшим братом, средним братом, старшим братом. Младший брат - веселый, жизнерадостный. Его движения энергичны и четки. Средний брат энергичный, но сдержанный. Его движения тяжеловесны и степенны. Старший брат отличается большим юмором, свойственным старикам башкирам. Он хочет показать, что не отстает от младших братьев, старается танцевать энергично, но исполняет движения по-стариковски. В танце много юмора и шутки.

"Байыҡ" - старинный башкирский танец, к-рый изначально исполнялся во время эпического представления. Возникновение танца и одноименной песни связано с именем сэсэна Байыҡа Айдара.Говорят, по окончании войны 1812 г. вернувшихся на родину победителей Байыҡ встретил прославляющей их песней и танцем,хотя ему было уже больше 100 лет. В 19 в. танец выделился в самостоятельный жанр, утратив связь с эпосом. Исполняют его обычно пожилые мужчины, а если танцуют молодые, то непременно подражают движениям и манере стариков. В танце создается образ бывалого, много повидавшего на своем веку человека, но не утратившего энергии, бодрости, оптимизма. Исполнитель должен обладать и чувством юмора, поскольку это одно из основных качеств легендарного Байыҡа